Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов, для проведения практических занятий, объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный процесс обеспечен кабинетами и лабораториями, перечень которых соответствует ФГОС СПО по реализуемым специальностям. Кабинеты, лаборатории и мастерские оснащены мебелью, компьютерами, учебно-наглядными пособиями, справочно-нормативной документацией, техническими средствами обучения, аппаратурой, учебно-методической и технологической документацией, инструкциями и др.
В настоящее время материально-техническая база РИТ включает:
— достаточный аудиторный фонд (учебные кабинеты, лаборатории, мастерские);
— спортивный комплекс, включающий 3 спортивных залов, оборудованных для занятий игровыми видами спорта (волейбол, баскетбол, настольный теннис), тренажерные залы; 1 открытый стадион широкого профиля;
— 3 актовых зала;
— 2 библиотеки, включающих в себя 2 читальных зала и 2 абонемента;
— 2 концертных зала;
— компьютеры и оргтехнику (компьютеры, ноутбуки, планшетные компьютеры, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства);
— видеопроекционное оборудование и интерактивные доски.
— специализированное программное обеспечение (специализированное программное обеспечение для слабовидящих людей: программа экранного доступа, синтезатор речи и программа электронного увеличения).
Для обучающихся с ОВЗ реализуется адаптированная дисциплина. Лечебная физическая культура, предусматривающая особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
В рабочую программу по физической культуре (лечебная физическая культура) включены часы, посвященные поддержанию здоровья и здорового образа жизни, технологиям здоровьесбережения с учетом ограничений здоровья обучающихся.
Для полноценного занятия лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов физической культурой установлены тренажеры общеукрепляющей направленности. Всё спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.
При определении мест прохождения учебной и производственных практик обучающимся инвалидом учитываются рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
Общие требования к подбору баз: оснащенность современным оборудованием, наличие квалифицированного персонала, близкое территориальное расположение базовых предприятий к учебному заведению, возможность создания специальных рабочих мест с учетом нарушения функций и ограничений жизнедеятельности студентов инвалидов и студентов с ОВЗ.
На данный момент библиотеки РИТ частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В РИТ используется образовательная платформа«Юрайт», где доступна адаптивная версия сайта для слабовидящих.
Образовательная платформа «Юрайт» — это удобная среда для обучения в ссузе и вузе. Возможности «Юрайта»: Юрайт.Библиотека — 9600+ учебников по всем специальностям и направлениям подготовки Интерактивные курсы — 1600+ курсов с оценкой компетенций, заданиями для индивидуальной и групповой работы, медиаматериалами Конструктор гибких курсов — создание персонализированного учебного контента Умное тестирование — адаптивная формирующая оценка компетенций Юрайт.Задания с развернутым ответом, направленные на аналитическую работу студентов Юрайт.Экзамены — организация, проведение зачетов и экзаменов онлайн Юрайт.Статистика — измерение активности и образовательного поведения студентов и преподавателей по цифровым следам Юрайт.Академия — онлайн-курсы повышения квалификации преподавателей и библиотекарей, вебинары, школы преподавателей. С нами более 370 000 студентов и 47 000 преподавателей, присоединяйтесь!Информация для преподавателей.Академия
Возможности для пользователей с ограниченными возможностями здоровья:
На образовательной платформе «ЮРАЙТ» доступна адаптивная версия сайта для слабовидящих, а также предусмотрено изменение шрифта для лиц с ОВЗ. Пользователям доступно мобильное приложение «Юрайт.Библиотека», где можно читать книги даже офлайн.
В образовательной деятельности РИТ используются следующие средства обучения:
— мультимедийные (интерактивные доски, мультимедиа –проекторы);
— печатные (учебники, учебные и методические пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
— электронные образовательные ресурсы (образовательные электронные учебники, сетевые образовательные ресурсы, электронные энциклопедии);
— аудиовизуальные (слайды, слайд–фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
— наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски;
— демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
— тренажеры и спортивное оборудование.
При определении формы проведения занятий с обучающимся — в РИТ учитывает рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности. При проведении занятий по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
— для лиц с нарушением зрения (слабовидящих): обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств; задания для выполнения заданий оформляются увеличенным шрифтом.
— для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации. Используются специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши. 2) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей: письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; выполнение заданий (тестов, контрольных работ), проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме путем опроса, беседы с обучающимся.
При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающегося. Оборудование специальных учебных мест для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предполагает увеличение размера зоны на одно место, увеличения ширины прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные.
Средства обучения адаптированы для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Обучающимся с инвалидностью и лицам с ОВЗ в РИТ предоставляются при необходимости учебники и учебные пособия, дидактические материалы, иная учебная литература. Имеющиеся в РИТ электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), лабораторные практикумы, электронные энциклопедии, содержат хорошо структурированные учебно-методические материалы, включающие теоретическую и практическую часть, а также интерактивную коллекцию и справочные материалы. Интерактивная форма подачи практической составляющей курсов позволяет повысить мотивацию обучающихся в освоении материала, что имеет существенное значение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые обладают малым объемом произвольного внимания, низкой работоспособностью, быстрым утомлением.
В сетевых версиях программ предусмотрено изменение размера шрифта и цвета фона, что делает учебный материал более доступным для обучающихся с нарушением зрения. Озвучка видеосюжетов также позволяет обучающимся с низкой остротой зрения более полно воспринять учебный материал.
Принципы использования средств обучения:
— учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение обучающегося через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
— учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
— сотворчество педагога и обучающегося; — приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Рассматривая качественную подготовку специалистов как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, администрация РИТ создает целенаправленную систему воспитания обучающихся, представляющую условия, способствующие подготовке мотивированного конкурентно- способного специалиста и высоконравственной личности.
Воспитательная деятельность в РИТ регламентирована нормативно-правовой базой.
Реализация системы воспитания в РИТ позволяет студентам освоить нравственные ориентиры, прочную духовную основу, подлинные, а не мнимые жизненные ценности, в результате которой формируется воспитательная модель: ЛИЧНОСТЬ – ГРАЖДАНИН – СПЕЦИАЛИСТ.
Определяющим педагогическим критерием для РИТ является повышение статуса воспитания в РИТ, создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса, для гармоничного развития личности, реализации ее творческой и гражданской активности, готовности служению Отечеству, повышения профессионального уровня будущих специалистов.
Воспитание в РИТ реализуется в рамках профессионального образования и направлено на подготовку конкурентоспособных специалистов.
Взаимодействие субъектов воспитания осуществляется в процессе обучения, учебно-исследовательской деятельности, учебно-производственной работы и внеаудиторной деятельности по различным направлениям: гражданско-правовое; спортивно-оздоровительное; военно-патриотическое; художественно-эстетическое; профессионально-трудовое; волонтерское; нравственное; социальная защита.
Активному становлению личности обучающегося, формированию профессиональной компетентности способствует включенность в разнообразные виды внеаудиторной деятельности в группах, в отделениях, на уровне РИТ, в общежитии, вне стен РИТ.
В РИТ созданы все необходимые условия для развития высоконравственной успешной личности. Творческие коллективы защищают честь РИТ на областных, российских и международных конкурсах и фестивалях.
Они неоднократно выступали, доме-интернате для инвалидов и престарелых граждан г. Райчихинска, принимают участие в городских концертных программах и праздниках.
Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности является спортивно- оздоровительная работа, которая предполагает не только занятия физической культурой и спортом, участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках, днях здоровья, но и овладение знаниями о здоровом образе жизни. Успешно работают спортивные секции. Команды по волейболу, баскетболу неоднократно становились призерами городских и окружных соревнований.
Под руководством социальных педагогов и классных руководителей студенты-инвалиды, студенты с ОВЗ активно привлекаются к участию в городских и обще РИТ мероприятиях, в том числе в традиционных соревнованиях по настольному теннису, спортивных соревнованиях «Игры доброй воли», чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», занимая призовые места.
В РИТ обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания (пандусы, распашные двери, поручни).
В соответствие с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» в РИТ созданы условия для инклюзивных (интегрированных) форм обучения.
Территория РИТ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нём. В здании обеспечен вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (обеспечивается наличием пандуса, распашными дверями). Оборудована туалетная кабина, доступная для маломобильных студентов.
Помещения, где могут находиться лица, передвигающиеся на креслах-колясках, размещаются на уровне доступного входа. Стойки-барьеры понижены до высоты не более 0,8 м.
РИТ оснащен системой сигнализации и оповещения, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Особое внимание уделяется обеспечению звуковой информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.
Пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания соответствуют нормативным требованиям к путям эвакуации людей из здания.
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ). Общежитие РИТ, ул. Пионерская д.30.
Обучающиеся из числа детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются горячим питанием в дни учебных занятий. В РИТ организованы буфеты, минимаркет. Доступ к объектам питания соответствует нормативным документам в части обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
РИТ создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья студентов.
Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания студентов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение студентами в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
• обеспечение безопасности студентов во время пребывания в РИТ;
• профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в РИТ;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Плановые занятия проводятся со всеми обучающимися в рамках реализации программ внеурочной деятельности социально-психологической направленности, внеплановые занятия проводятся в случае необходимости, по рекомендации педагога-психолога.
В РИТ оборудованы 2 кабинета информатики и информационных технологий, оснащенных персональными компьютерами, имеется свободный доступ в Интернет. Большинство учебных кабинетов оснащены мультимедийным оборудованием.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в РИТ действует система контент-фильтрации (специализированное отечественное ПО Content Washer). Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей РИТ закрыт.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для студентов с ОВЗ предоставлен на общих условиях.
В программном обеспечении реализовано несколько режимов использования: Режим для слабовидящих — люди с нарушением функции зрения смогут увеличить необходимый текст до 4 крат и читать информацию в комфортном для себя режиме. Режим индукционная система предназначен для слабослышащих пользователей.
Для обеспечения информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на сайте РИТ создан специальный раздел http://www.rayrit.ru/index/dokumenty_rit/0-343, отражающий наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Официальный сайт РИТ адаптирован для лиц с ОВЗ и инвалидностью, с учетом особых потребностей инвалидов по зрению в соответствии с установленными требованиями: имеется возможность увеличения и уменьшения размера шрифта и межстрочного интервала, межбуквенного интервала (кернинг), переключение фона сайта на черный, белый, синий, темно-коричневый цвета, возможность отключения и преобразовывания цветных изображений в чёрно-белые с высоким качеством.
В помощь студентам с ограничениями по слуху в РИТ установлено светодиодное табло «Бегущая строка», позволяющее оперативно получить информацию о важных событиях, происходящих в РИТ.
Электронные образовательные ресурсы находятся в свободном доступе в библиотеке РИТ для преподавателей и студентов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательные организации (сайты, контакты)
Органы управления образованием
Электронные образовательные ресурсы
Образовательные интернет-ресурсы
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
В общежитии РИТ на 1 этаже оборудована комната психологической разгрузки. Задачи комнаты психологической разгрузки:
- Психологическая разгрузка обучаемых и преподавателей после напряжённой работы;
- Психологический настрой тех сотрудников и обучаемых, которые с трудом включаются в рабочий ритм;
- Снятие психологической нагрузки в соответствии с курсом, назначенным психотерапевтом;
- Психопрофилактическая работа с практически здоровыми людьми;
- Обеспечение процесса интенсивного обучения, включая методы суггестопедии (обучение посредством внушения), релаксопедии, гипнопедии.
Основные направления работы в комнате психологической разгрузки:
-
Обучение учащихся методам и приёмам самокоррекции функциональных состояний, аутотренингу, дыхательным упражнениям, точечному самомассажу;
- Коррекция текущего психофизиологического состояния в целях регуляции самочувствия и уровня работоспособности;
- Восстановление функционального состояния у лиц с острым и хроническим утомлением, а также при возникновении трудных функциональных состояний.
Студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ проживают в общежитии РИТ, расположенном по адресу: ул. Пионерская, 30 (общая площадь – 2299,2 м2, жилая – 1270,0 м2) , установлены опорочные поручни для облегчения передвижения лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечено беспрепятственное передвижение инвалидов-колясочников. Общежитие оборудовано пандусами.
Количество жилых помещений в общежитии, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — 2. Все нуждающиеся студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ, обучающиеся в РИТ, обеспечены местами в общежитии на 100 %.